26 августа 2020, 11:58
75
3 минуты

Союзные конвои

Первый конвой из Великобритании в СССР вышел 21 августа 1941 г. Он состоял из 6 английских и 1 датского транспорта в охранении 2 эсминцев, 4 корветов и 3 тральщиков. Он получил наименование по названию операции по его проводке – «Дервиш». 31 августа 1941 г. конвой «Дервиш» без потерь прибыл в Архангельск и стал реальным воплощением англо-советского военного сотрудничества.

С наступлением зимы Архангельский порт замерз и для приема грузов было решено использовать единственный незамерзающий порт в Арктике.

Уполномоченным по перевозкам на Севере был исследователь Арктики Иван Папанин. Он отправил первому секретарю Мурманского обкома ВКП(б) Максиму Старостину просьбу: сообщить сколько транспорта может разгружать порт Мурманска.

Тогда порт работал только для переброски войск через Кольский залив и разгрузки рыболовных судов. Краны и портовые механизмы были демонтированы и вывезены, причалы сильно повреждены, а портовики, грузчики, судоремонтники ушли на фронт.

Анастас Микоян потребовал к 1 января восстановить работу порта.

Первых 1000 человек взяли из резерва 14 армии. В основном, порт восстанавливали женщины и мужчины, не пригодные для военной службы. Работы велись в две смены по 12 часов. Папанин сумел добиться решения Наркомата обороны о мобилизации в Тульской и Рязанской областях военнообязанных старших возрастов, которые составами завозили в Мурманск, а морем портовиков из Архангельска.

11 января 1942 года, в Мурманск пришел первый союзный караван PQ-7. Для Мурманска это стало началом большой работы по приему и разгрузке северных конвоев. За годы войны мурманскими портовиками было разгружено 250 транспортов и переработано более 2 миллионов 250 тысяч тонн военно-хозяйственных грузов.

Фашисты бомбили стоящие под разгрузкой суда, портовые склады и железную дорогу. Порты были самыми ответственными и опасными участки в городе. 3 апреля 1942 года в мурманском рыбном порту разгружалось судно союзников, на котором было доставлен тринитротолуол.

Вражеский самолет, вырвавшись из облаков, спикировал на корабль. Прямое попадание бомбы вызвало пожар. Прибывшая пожарная команда начала самоотверженную борьбу с огнем. Экипаж судна покинул его. Возникла угроза взрыва, который бы не только разрушил корабль, но и принес бы большой ущерб порту, зданиям рыбокомбината. Уже решался вопрос о немедленном затоплении парохода, чтобы таким путем предотвратить взрыв. Но пожарные увидели еще одну возможность спасти корабль.

Задача состояла в том, чтобы не допустить распространения огня на трюм с боеприпасами. А для этого надо было сбить пламя, бушевавшее в другом трюме. Иван Иванович Гришин отдал необходимые распоряжения подчиненным и по веревке спустился с водяным стволом в трюм судна. Дым и жара мешали вести борьбу с огнем. Однако теперь Гришин находился в непосредственной близости к очагу пожара, имел возможность точно направить водяную струю, чего не удавалось сделать с палубы. Огонь сдался. Были спасены груз, судно, береговые объекты. После непродолжительного ремонта судно отправилось в очередной рейс.

Пожарные не только боролись с огнем. В декабре 1943 г. пожарных временно командировали в ММТП на разгрузку союзного каравана.


Эта статья полезна?
0% посетителей считают статью полезной

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (8152) 99-94-04
Приемная
8 (815-2) 39-99-99
Единый «телефон доверия»
emercom@51.mchs.gov.ru
(не для подачи обращений граждан)