ГО на современном этапе

Основными принципами организации современной гражданской обороны являются: территориально-производственный принцип ее построения: соответствие структуры гражданской обороны государственному устройству страны и решаемым задачам: максимально полное соответствие организации гражданской обороны требованиям как мирного, так и военного времени.

Важнейшей особенностью является централизованное руководство гражданской обороной, единое планирование и проведение ее мероприятий.

При этом планирование и проведение мероприятий гражданской обороны должно осуществляться всеми федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Организационную основу гражданской обороны составляют органы, осуществляющие управление гражданской обороной, службы, силы и средства гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, местных административно-территориальных образований и организаций (предприятий, учреждений).

Руководство гражданской обороной Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

 Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и в организациях осуществляют их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны указанных органов и организаций.

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

Руководители гражданской обороны несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.

Повседневное управление гражданской обороной осуществляют органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны:

на федеральном уровне — Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

на региональном уровне — региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России;

 в субъектах Российской Федерации — министерства, государственные комитеты, главные управления, управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;

 в городах, районах — управления, отделы, группы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.

 В федеральных органах исполнительной власти и организациях для планирования и организации выполнения мероприятий гражданской обороны, контроля за их выполнением по решению их руководителей создаются штатные структурные полразделения (управления, отделы, секторы, группы) или назначаются отдельные работники (в зависимости от объема работы).

Полномочия и общие обязанности органов государственной власти, начальников гражданской обороны на всех уровнях и их органов управления, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, определяются Федеральным законом «О гражданской обороне».

Федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области гражданской обороны является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Основными задачами МЧС России являются:

реализация единой государственной политики в области гражданской обороны;

осуществление по решению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации мер по организации и ведению гражданской обороны;

осуществление нормативного регулирования, а также специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций в области гражданской обороны;

осуществление государственного управления и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны;

осуществление в установленном порядке сбора и обработки информации в области гражданской обороны.

Для выполнения мероприятий гражданской обороны, подготовки в этих целях сил и средств, управления гражданскими организациями гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ создаются аварийно-спасательные формирования гражданской обороны.

 Аварийно-спасательные формирования гражданской обороны создаются и функционируют на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях.

Решение о создании федеральных служб принимаются Правительством Российской Федерации, о создании территориальных, местных и объектовых аварийно-спасательных формирований — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и руководителями организаций.

 В зависимости от решаемых задач, соответствующей базы и местных условий могут создаваться следующие федеральные, территориальные, местные и объектовые аварийно-спасательные формирования гражданской обороны:

медицинская, противопожарная, охраны общественного порядка, защиты сельскохозяйственных животных и растений, связи, оповещения и информирования, эвакуации, снабжения горючим и смазочными материалами, коммунально-техническая, инженерная, убежищ и укрытий, жизнеобеспечения пострадавшего населения, материально-технического снабжения, энергоснабжения и светомаскировки, техническая и др.

Структура, задачи и деятельность аварийно-спасательных формирований гражданской обороны определяются положениями об аварийно-спасательных формированиях гражданской обороны, утверждаемыми соответствующими руководителями гражданской обороны.

Для создания аварийно-спасательных формирований гражданской обороны на соответствующей территории или на объекте экономики допускается объединение органов управления, сил и средств гражданской обороны предприятий, учреждений, организаций и их структурных подразделений сходного профиля деятельности, способных независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности (подчиненности) к совместному проведению конкретных видов мероприятий гражданской обороны.

При этом выбирается объект (учреждение), имеющий наилучшие условия и материально-техническую базу, на который возлагаются функции головного при создании соответствующей службы гражданской обороны.

В целях обеспечения организованного проведения эвакуации (отселения) населения создаются эвакуационные органы.

К ним относятся:

эвакуационные комиссии, сборные эвакуационные пункты, эвакоприемные комиссий, приемные эвакуационные пункты, администрации пунктов посадки (высадки) населения на транспорт, оперативные группы, группы управления на маршрутах эвакуации и др.

Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на нее задач, являются соединения, воинские части и другие воинские формирования войск гражданской обороны и гражданские организации гражданской обороны.

Для выполнения задач в области гражданской обороны могут привлекаться профессиональные (ведомственные) аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска и воинские формирования.

Войска гражданской обороны представляют собой наиболее подготовленную и мобильную часть сил гражданской обороны и выполняют самые сложные и трудоемкие задачи по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Общее руководство войсками гражданской обороны осуществляет Президент Российской Федерации через руководителя Гражданской обороны Российской Федерации. Управление войсками осуществляет министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

 НАСФ являются формированиями, создаваемыми на базе организаций по территориально-производственному принципу, владеющими специальной техникой и имуществом и. подготовленными для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Они составляют наибольшие по численности формирования сил гражданской обороны и предназначаются для выполнения основного объема аварийно-спасательных работ и других мероприятий гражданской обороны.

НАСФ создаются организациями, эксплуатирующими объекты, имеющие важное оборонное и экономическое значение, потенциально опасные производственные объекты, объекты, обеспечивающие жизнедеятельность населения, а также специализированные организации, имеющие по своему профилю деятельности силы и средства, способные обеспечить выполнение задач по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

 Финансирование мероприятий гражданской обороны осуществляется в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации: в федеральных органах исполнительной власти и подчиненных им бюджетных организациях — за счет средств федерального бюджета; в субъектах Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных им бюджетных организациях — за счет бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; во внебюджетных организациях — за счет собственных средств этих организаций.

Важность и масштабность задач, возлагаемых на гражданскую оборону, требуют самого пристального внимания со стороны соответствующих органов государственной власти к вопросам подготовки к ведению гражданской обороны. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О гражданской обороне» "подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств зашиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий". Комплекс планируемых и заблаговременно осуществляемых мероприятий охватывает правовые, организационные, инженерно-технические и иные мероприятия, обеспечивающие успешную реализацию каждой из основных задач гражданской обороны.

 Основными направлениями деятельности по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, являются:

 планирование мероприятий гражданской обороны; создание и поддержание в готовности надежной системы оповещения об угрозе нападения противника, технических систем связи и управления гражданской обороны;

накопление в соответствии с установленным порядком фонда защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения и персонала организаций, поддержание его в готовности к приему укрываемых;

создание необходимых запасов средств индивидуальной зашиты, а также запасов воды, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

 подготовка к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, к размещению эвакуируемого населения, развертыванию лечебных и других учреждений, необходимых для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

развитие сил гражданской обороны и обеспечение их готовности, создание необходимых группировок этих сил для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, а также всех видов их обеспечения;

    организация и проведение обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при применении противником современных средств поражения, подготовка руководящего состава органов управления и сил гражданской обороны;

развитие научных исследований в области гражданской обороны, разработка и совершенствование технических средств, технологии и способов проведения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ.

Объемы и сроки осуществления мероприятий по гражданской обороне в городах, других населенных пунктах и на объектах экономики определяются с учетом их военно-политического, оборонного и экономического значения, природных и иных характеристик, а также исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств.

При этом должна предусматриваться возможность использования заблаговременно осуществляемых мероприятий по гражданской обороне также и в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Планирование мероприятий гражданской обороны включает оперативное планирование (в том числе разработку планов гражданской обороны):

разработку планов мероприятий гражданской обороны на расчетный год в составе мобилизационных планов экономики и разработку годовых планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, обеспечиваются:

 созданием и поддержанием в постоянной готовности специальных систем централизованного оповещения гражданской обороны, их организационно-техническим сопряжением с системами оповещения военных округов (флотов) и местных военных органов, а также с пунктами (центрами) сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны;

созданием постоянно действующих локальных систем оповещения на радиационно, химически, биологически и гидродинамически опасных объектах, общий перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации, установлением и практической разработкой порядка приоритетного использования общегосударственных и ведомственных систем связи, проводного, радио- и телевизионного вещания, местных радиотрансляционных сетей и других технических средств передачи информации.

Работа в мирное время по обеспечению населения защитными сооружениями включает:

сохранение и поддержание в готовности имеющегося фонда защитных сооружений; освоение подземного пространства городов для размещения объектов социально-бытового, производственного и хозяйственного назначения с учетом возможности приспособления их для укрытия населения;

постановку на учет и, в случае необходимости, дооборудование имеющихся подвальных и других заглубленных сооружений и помещений наземных зданий и сооружений, метрополитенов, приспособление горных выработок и естественных полостей для зашиты населения и материальных средств;

строительство при необходимом обеспечении заглубленных сооружений производственного, хозяйственно-бытового и другого назначения, приспособленных для защиты людей в чрезвычайных ситуациях на потенциально опасных объектах;

проведение необходимых подготовительных мероприятий для ускоренного возведения в угрожаемый период недостающих защитных сооружений с упрощенным оборудованием и укрытий простейшего типа.

 Средствами индивидуальной защиты обеспечиваются в первую очередь личный состав гражданских организаций гражданской обороны, участвующий в аварийно-спасательных и других неотложных работах в очагах поражения, персонал радиационно и химически опасных объектов и население, проживающее в зонах вероятного опасного заражения (загрязнения).

Накопление по установленным нормам имущества гражданской обороны (средств индивидуальной защиты, приборов радиационной и химической разведки и контроля, медицинских средств индивидуальной защиты и др.) осуществляется в мирное время путем закладки его в мобилизационный резерв Российской Федерации, и созданием запасов на объектах экономики.

Номенклатура и нормы накопления данного имущества в мобилизационном резерве определяются Правительством Российской Федерации исходя из потребности в нем населения и формировании гражданской обороны, а в запасе объектов экономики — исходя из необходимости обеспечения имуществом персонала этих объектов и формировании гражданской обороны (в пределах норм, устанавливаемых табелями). Порядок хранения и содержания имущества гражданской обороны определяются соответствующими инструкциями.

Подготовка эвакомероприятий включает:

разработку планов эвакуации, создание и подготовку необходимых эвакоорганов; подготовку транспорта для вывоза эвакуируемого населения;

подготовку маршрутов эвакуации безопасных районов для размещения эвакуированного населения и материальных и культурных ценностей в загородной зоне.

Основными направлениями по сохранению объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, являются:

осуществление градостроительной деятельности, размещение и застройка объектов экономики и инфраструктуры с соблюдением требований строительных норм и правил, а также других утвержденных в установленном порядке нормативных актов по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий ГО;

разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов;

 разработка и проведение обусловленных особенностями объектов подготовительных работ (включая создание и оснащение необходимых формирований гражданской обороны, и их обучение) по обеспечению ликвидации последствий поражения объектов современными средствами поражения и восстановление функционирования объектов;

осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время;

осуществление мероприятий по инженерной и другим видам зашиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.

Группировки сил гражданской обороны (сведенные в определенную систему и развернутые соответствующим образом соединения, воинские части, подразделения войск гражданской обороны, гражданские организации гражданской обороны, другие силы, привлекаемые в установленном порядке для проведения аварийно-спасательных работ) создаются заблаговременно, в мирное время, а полное их развертывание завершается в период перевода гражданской обороны с мирного на военное положение или с началом военных действий.

В ходе подготовки гражданской обороны особое внимание уделяется созданию и подержанию в готовности сети наблюдения и лабораторного контроля.

СНЛК представляет собой комплекс специализированных учреждений, подразделений и служб федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на которые возлагаются выявление случаев радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологическою) заражения окружающей природной среды, питьевой волы, продовольствия, пищевого сырья и фуража.

Обучение населения способам зашиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, осуществляется по соответствующим возрастным и социальным группам на предприятиях, в образовательных и других учреждениях (независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), а также по месту жительства.

Подготовка личного состава служб гражданской обороны и гражданских организаций гражданской обороны проводится непосредственно в организациях, на базе которых они созданы. Основными формами обучения (видами занятий) по специальной подготовке являются практические и тактико-специальные занятия с использованием учебных городков и площадок.

Подготовка и повышение квалификации по гражданской обороне руководящего состава и специалистов федеральных органов исполнительной власти и организаций, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, служб и формирований гражданской обороны, работников органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям проводится в Академии гражданской защиты МЧС России, учебно-методических центрах и на курсах гражданской обороны, в учебных заведениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (по их планам), а также непосредственно в организациях в порядке, определяемом МЧС России.

Для приобретения необходимых навыков руководящим составом и специалистами, а также в целях проверки готовности органов управления и сил гражданской обороны регулярно проводятся командно-штабные, штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки.

В целях осуществления комплексного контроля за соблюдением действующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов в области гражданской обороны, а также оценки степени готовности органов управления, служб и сил гражданской обороны к выполнению возложенных на них задач по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, проводится периодическое инспектирование органов управления и сил гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций, которое осуществляется вышестоящими начальниками гражданской обороны.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение осуществляется, как правило, заблаговременно — в угрожаемый период, характеризующийся нарастанием угрозы агрессии потенциального противника, а также при возникновении вооруженных конфликтов, начале военных действий и войны в целом. В зависимости от обстановки гражданская оборона на военное положение может переводиться на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях.

Перевод гражданской обороны с мирного на военное положение состоит в последовательном осуществлении мероприятий, по степеням готовности гражданской обороны:

- первоочередные мероприятия ГО 1-й группы;

 - первоочередные мероприятия ГО 2-й группы;

 - мероприятия общей готовности ГО, направленных на наращивание ее возможностей по решению возложенных на нее задач военного времени.

С этой целью приводятся в готовность органы управления и силы гражданской обороны, развертываются системы зашиты населения и осуществляется подготовка к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ в возможных очагах поражения.

Ведение гражданской обороны в Российской Федерации в целом или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действии или с введением Президентом Российской Федерации военного положения на всей территории России (и отдельных ее местностях) в полном объеме или частично.

Ведение гражданской обороны заключается в практической реализации мер по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при велении военных действий или вследствие этих действий, по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, по первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, обеспечению действий сил и мероприятий гражданской обороны, восстановлению и поддержанию порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие их.

Правительство Российской Федерации с началом военных действий (введением режима военного положения) и в холе реализации плана гражданской обороны страны уточняет порядок восполнения недостающего фонда защитных сооружений для населения, средств индивидуальной защиты, содержания и использования в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий уточняют и реализуют согласованные с МЧС России планы гражданской обороны, организуют проведение мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств, проводят мероприятия, направленные на сохранение устойчивого функционирования наиболее важных объектов экономики и выживания населения в военное время.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответствующих территорий:

уточняют и реализуют планы гражданской обороны, в т.ч. планы мероприятий ГО на расчетный год;

создают и поддерживают в постоянной готовности к использованию технические системы управления, объекты и силы гражданской обороны;

в случае необходимости проводят мероприятия по эвакуации в безопасные районы населения, материальных и культурных ценностей, развертыванию лечебных и других учреждений для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, поддерживают в необходимых количествах запасы материально-технических, медицинских средств и продовольствия.

Организации поддерживают в готовности локальные системы оповещения, проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования, запланированные на военное время; осуществляют обучение своего персонала способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий;

приводят свои силы в готовность к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; поддерживают на установленном уровне в холе военного конфликта необходимые для ведения гражданской обороны запасы материально-технических, медицинских средств и продовольствия.

Для обеспечения управления гражданской обороной создается соответствующая система управления, включающая органы и пункты управления, системы оповещения и связи, а также автоматизированную информационно-управляющую систему.

Непосредственное управление гражданской обороной осуществляют начальники гражданской обороны и подчиненные им органы управления. Управление будет успешным лишь в том случае, если вся система управления будет находиться в высокой степени готовности, если оно будет устойчивым, непрерывным, твердым, гибким, оперативным и скрытым.Одним из основных элементов системы управления гражданской обороны являются пункты управления. Они создаются на всех уровнях и во всех звеньях гражданской обороны. Пунктами управления гражданской обороны называются специально оборудованные или приспособленные и оснащенные техническими средствами сооружения, помещения либо их комплексы или транспортные средства, предназначенные для размещения и обеспечения устойчивой работы органов управления в особый период, а также при проведении мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Мероприятия гражданской обороны по защите населения и объектов экономики от оружия массовою поражения (ядерного, химического) и современных высокоточных средств поражения по своему характеру идентичны, если принять во внимание, что некоторые из обычных средств поражения сегодняшнего поколения и находящиеся в разработке в сочетании со вторичными факторами поражения от разрушения потенциально опасных объектов (ядерной энергетики, химических и др.) по своим боевым свойствам и поражающим факторам уже могут быть сопоставимы с ядерными и химическими зарядами малой и средней мощности.

Несколько специфичны мероприятия гражданской обороны, проводимые по защите от бактериологического оружия, а также от комбинированного поражения в результате воздействия двух или более видов оружия массового поражения.

В этом случае предусматривается комплекс специальных мероприятий, специфических только для данного вида опасностей (режимно-ограничительные мероприятия, карантин, обсервация и т.п.).В комбинированных очагах поражения первоочередное внимание уделяется выбору технологий ведения спасательных работ, предусматривающих, с одной стороны, экстренное оказание помощи пострадавшим, с другой — максимальное снижение возможных потерь среди личного состава сил, участвующих в спасательных работах.

Главной особенностью организации и ведения гражданской обороны при применении противником оружия массового поражения является необходимость обеспечения защиты населения и выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ в максимально возможных объемах и в предельно сжатые сроки.

Планирование мероприятий гражданской обороны по защите от оружия массового поражения проводится органами управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям заранее, в мирное время. Эти мероприятия отражаются в специальных разделах планов гражданской обороны.

При угрозе применения вероятным противником ядерного оружия повсеместно на территории всей страны, с привлечением всех людских и материальных ресурсов осуществляются согласно планам на расчетный год строительство защитных сооружений, изготовление и обеспечение населения средствами индивидуальной защиты.

При прямой угрозе ядерного нападения может осуществляться общая и частичная эвакуация населения из крупных городов. Решение на массовую эвакуацию принимает Президент Российской Федерации. Эвакуационные мероприятия проводятся в максимально сжатые сроки с задействованием всех видов транспорта и пешим порядком.

В условиях радиоактивного загрязнения, химического и биологического (бактериологического) заражения обширных территорий особое значение приобретают выбор и установление режимов поведения (защиты) людей на зараженной территории. Режимы зашиты и поведения разрабатываются органами управления в мирное время в зависимости от возможной обстановки, конкретных условий защиты и установленных на военное время условий, предельно допустимых концентраций и доз.

Целью государственной политики в области гражданской обороны является создание в стране условий, обеспечивающих при велении военных действий предотвращение или максимальное снижение людских потерь и материального ущерба, сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Государственная политика в области гражданской обороны формируется и реализуется на основе Конституции Российской Федерации. Федерального закона «О гражданской обороне» и других федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, общепринятых норм и принципов международного права в данной области, а также с учетом следующих основных принципов:

защите от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории страны;

организация и ведение гражданской обороны является обязательной функцией всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, долгом и обязанностью каждого гражданина Российской Федерации;

мероприятия по подготовке к защите и защита населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, планируются заблаговременно, осуществляются, по возможности, в мирное время, наращиваются в угрожаемый период и доводятся до требуемых объемов с началом войны или вооруженных конфликтов;

мероприятия гражданской обороны планируются и реализуются дифференцированно, с учетом неодинаковой ожидаемой интенсивности и избирательности интенсивности и избирательности воздействия возможного противника по территориям и объектам экономики, а также в зависимости от оборонного и экономического значения городов и организаций;

гражданская оборона является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и организуется с учетом разделения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, сочетания централизации в управлении мероприятиями гражданской обороны с сохранением за нижестоящими уровнями необходимой самостоятельности.

Основными направлениями государственной политики в области гражданской обороны в современных условиях являются:

 обеспечение подготовки современной гражданской обороны к выполнению свойственных ей функций в условиях возможных военных действий любого масштаба и всех форм возможных вооруженных конфликтов;

 обеспечение функционирования гражданской обороны по принципу стратегической мобильности, предусматривающему поэтапное наращивание мероприятий гражданской обороны по времени и территории в зависимости от уровня высших угроз, концентрацию сил и средств в нужное время и в нужном месте, наличие мобильных резервов материально-технических ресурсов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения, а также мобильных технически оснащенных сил, прикрывающих территории, отнесенные к группам по гражданской обороне, и организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне, а также целые регионы;

  гражданская оборона занимает особое место в сфере вооруженного противоборства, руководствуясь положениями Дополнительного протокола № 1 к Женевским конвенциям 1949 года и выполняет гуманную миссию - оказание всесторонней помощи гражданскому населению в ходе военных действий;

 в мирное время органы управления, силы и средства гражданской обороны привлекаются в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 формирование нормативной правовой базы, регламентирующей организацию и ведение гражданской обороны, финансирование и материально-техническое обеспечение мероприятий гражданской обороны;

совершенствование системы государственного управления в области гражданской обороны, включая восстановление на всех уровнях института начальников гражданской обороны, создание служб гражданской обороны и органов, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, совершенствование и поддержание в готовности пунктов управления, разработку на всех уровнях планов гражданской обороны и мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны;

совершенствование сил и средств гражданской обороны, включая реформирование войск гражданской обороны и поисково-спасательной службы, создание на их базе государственной спасательной службы, реорганизацию невоенизированных формирований гражданской обороны в гражданские организации гражданской обороны, а сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны — в систему мониторинга природных, техногенных и военных угроз и опасностей, обеспечение их постоянной готовности к оперативному реагированию и эффективному неведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;

создание на федеральном, региональном и местном уровнях мобильных группировок сил гражданской защиты;

реконструкцию систем оповещения населения с учетом современных требований и технических возможностей и другие мероприятия;

дальнейшее совершенствование системы обучения населения по гражданской обороне, подготовки руководящего состава органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, в том числе разработка принципов и методов обучения и подготовки, новых программ, отвечающих современным социально-экономическим условиям, внедрение современных технических средств обучения;

развитие системы научных знаний в области гражданской обороны, включая разработку теории гражданской обороны, организацию и проведение НИОКР;

активное сотрудничество с зарубежными странами в области гражданской обороны, включая подготовку, подписание и реализацию двусторонних и многосторонних договоров и соглашений по гражданской обороне, всемерное содействие формированию системы коллективной безопасности стран — участников Содружества Независимых Государств, участие в реализации проекта Департамента по гуманитарным вопросам ООН 213/3 «Руководящие принципы использования военных ресурсов и средств гражданской обороны в международных гуманитарных отношениях».

Государственная политика в области гражданской обороны в Российской Федерации реализуется путем разработки и осуществления федеральных, региональных и местных целевых и научно-технических программ, планов гражданской обороны, мобилизационных планов экономики по мероприятиям гражданской обороны, а также через систему государственного оборонного заказа.

Анализируя имеющие место современные тенденции развития военно-политической обстановки в мире, можно предположить, что роль гражданской обороны в системе национальной безопасности страны будет возрастать. Это обуславливается тем, что в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства она выполняет три важнейшие функции:

оборонную - решением проблемы сохранения людских ресурсов и военно-экономического потенциала страны;

социальную - обеспечением защиты и жизнедеятельности населения, спасением и оказанием помощи пораженным и пострадавшим;

экономическую — сохранением объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, защитой материальных и культурных ценностей, снижением опасности образования вторичных очагов поражения в условиях войны.